Исследовательский проект Плимутского
университета (Великобритания), который разрабатывает компьютер, способный
считывать эмоциональное состояние человека и писать в ответ музыку, получил
грант в £880 тыс. на четыре года.
Система предназначается прежде всего для
терапевтического применения, то есть для помощи пациентам, страдающим от
стресса и депрессии; возможно также использование разработки в компьютерных
играх и индустрии развлечений.
Проект возглавляют Эдуардо Миранда,
композитор и профессор Междисциплинарного центра исследований в области
компьютерной музыки Плимутского университета, и Славомир Насуто, кибернетик из
Университета Рединга (Великобритания).
«Когда люди пишут музыку на компьютере,
результат получается довольно искусственным: ведь машина не знает, как добавить
тонкости, делающие музыку красивой, когда замедлить или ускорить темп и так
далее, – поясняет г-н Миранда. – Вот мы и пытаемся разработать алгоритмы
распознавания человеческих эмоций, которые будут понимать, как можно поднять
слушателю настроение».
Для этого исследователи собираются
объединить алгоритмы чтения настроения с системой распознавания мозговых
процессов, который они же и разрабатывают.
Идеи, лежащие в основе проекта, будут
показаны на Фестивале современной музыки Peninsula Arts в Плимуте 22–24 февраля
2013 года в ходе исполнения «Симфонии слушающих умов» г-на Миранды. «Сейчас я с
помощью указанного ПО разбираю Седьмую симфонию Бетховена на составные элементы
и сохраняю их вместе со статистикой о его композиционных решениях», – отмечает
учёный.
Завершив деконструкцию, г-н Миранда
займётся интерпретацией музыки, с тем чтобы она отражала деятельность мозга
трёх различных слушателей: классической балерины, ветерана войны в Персидском
заливе и самого Эдуардо Миранды. Добровольцы уже отлежали своё в томографе под
звуки второй части Седьмой симфонии и доверили аппарату эмоциональные реакции,
на которые будет ориентироваться исследователь и композитор при «сочинении»
своей «Симфонии слушающих умов». Он отмечает, что одни части его произведения
будут больше похожи на Бетховена, другие – меньше, но в целом это совершенно
уникальная интерпретация.
Без сомнения, это любопытный
эксперимент: мы все знаем, что каждый слышит музыку по-своему (поэтому
стандартная музыкотерапия не работает: кого-то Моцарт только раздражает). Можно
ли услышать её так, как слышит другой?
Источник: www.computerra.ru
|