Воспитание - это то, что делает человека мудрее, добрее, счастливей.
Классный руководитель должен помочь своему ученику стать таким Человеком.
Классный руководитель должен помочь своему ученику стать таким Человеком.
В работе классного руководителя я использую технологию "Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак. В основе технологии следующие принципы:
- Все дети талантливы.
- Плох не ребенок, плох его поступок.
- В каждом ребенке чудо, ожидай его.
- формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
- формирование творческой индивидуальности личности школьника в условиях развивающейся образовательной среды;
- формирование конкурентно-способной личности каждого ученика;
- воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном мире и нацеленного на совершенствование современного общества.
Задачи воспитательной работы:
- социальная адаптация обучающихся;
- содействие социальному продвижению учащихся;
- реализация идеи целесообразного личностного выбора;
- воспитание гражданско-патриотических качеств личности;
- изучение особенностей учащихся;
- формирование коллектива, объединённого общей целью;
- развитие интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- профилактика правонарушений среди учащихся;
- воспитание в учащихся потребности в систематическом и напряжённом умственном труде;
- формирование доброжелательных отношений между одноклассниками;
- укрепление связи: семья – школа.
Направления работы классного руководителя.
Ученическое самоуправление и перечень их функциональных обязанностей:
- Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.
- Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
- Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности).
- председатель: замещает классного руководителя в его отсутствие. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.
- староста: отвечает за сохранность классного журнала. Получает журнал и сдаёт его классному руководителю. Передает журнал учителям из рук в руки. Следит за заполнением списков. Обеспечивает выставление оценок и заполнение сведений о посещаемости в конце четверти.
- учебный сектор: ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок. Объявляет результаты рейтинга после каждого истекшего месяца. Оформляет сводную ведомость рейтинга. Вычерчивает в личных делах графики рейтинга.
- главный дежурный по классу: составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
- главврач: еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок.
- классный библиотекарь: раздает учебники в начале года и составляет список книг, полученных в библиотеке и приобретенных родителями учащихся. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета. Сообщает классу итоги проверок. Поддерживает связь с библиотекарем школы. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.
- спортивный сектор: организует ежедневную утреннюю зарядку. Проводит физкультурные паузы перед первым уроком и во время уроков. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях. Отвечает за сохранность спортинвентаря.
- прораб: организует класс на общественно-полезный труд. Выясняет у заместителя директора фронт работ на ОПТ. Раздает инвентарь и отвечает за его сохранность и возврат. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.
- кормилец: помогает классному руководителю собирать деньги на питание и передавать их в столовую. Ведет учет количества питающихся в столовой и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой.
- художник: составляет в начале года примерный план выпуска тематических и праздничных стенгазет. Согласовывает план с классным руководителем. Тщательно отбирает и корректирует необходимый материал. Своевременно вывешивает стенгазету за 2-3 дня до праздника. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к другим внеклассным мероприятиям.
Хочется отметить, что контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе невозможно свободное проявление личности.