Моя педагогическая философия
Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанию истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости невзгоды.
И каждый твой урок, и твой совет ученики проносят через годы.
И если в такт стучат сердца у вас, и с добротой, заботой все в порядке,
То на любой вопрос ответит класс, и будут аккуратными тетрадки.
И теоремы все покорены, все, что встречается в школе или дома.
Все хорошо, когда соблюдены любви, добра и мира аксиомы.
Ни один раз я задавала себе вопрос: «А в чём смысл моей работы, такой любимой и такой трудной? Может быть, главное в том, чтобы научить школьников математике и чтобы они, успешно сдав ЕГЭ, смогли бы поступить в те вузы, где овладели бы профессией, о которой мечтают? Безусловно, это очень важно. Но есть ведь и другие способы освоить тестовые технологии и успешно сдать главный выпускной экзамен: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование. Тогда что же главное?»
И сама находила ответ: очень важно не столько дать знания, сколько научить добывать их. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть УЧУ их УЧИТЬСЯ. Недаром мудрый Л. Н. Толстой утверждал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…» Значит, я должна предоставить своим ученикам возможность самостоятельно искать ответ, решение, истину… Моя роль на уроке – роль режиссёра, а не роль суфлёра. Я должна направлять размышления учеников, а не подсказывать решение, чтобы в результате поиска юный математик смог воскликнуть: «Эврика! Нашёл!» Когда я вижу торжество победы в глазах своего ученика, чувствую в эти минуты, что, наверное, как преподаватель математики я состоялась.
Но только ли в этом моё учительское призвание? За партами в школе сидит Наше Будущее. Каким оно будет, во многом зависит от учителей. Речь должна вестись не столько о пресловутых ЗУНах школьников, об интеллектуальном развитии учеников-исследователей, сколько о личности ребёнка – том самом ценном, что отличает нас друг от друга. Учитель не только преподаватель, но и воспитатель – эту прописную истину знает каждый. Значит, я, прежде всего, должна воспитывать человека и делать это не только личным примером, но и средствами своего предмета – Её Величества Математики.
Для меня Математика не сухая наука с набором формул, алгоритмов и понятий. Это стройная, логическая система, всё объясняющая и во всё проникающая. Математика вокруг нас, математика – сама жизнь. Я стремлюсь приобщить детей к математике как к части человеческой культуры. Со временем к моим школьникам приходит понимание того, что серьёзное занятие этой наукой воспитывает характер, вырабатывает терпение и внимание, формирует волю, делает людей более уравновешенными и сосредоточенными.
Смысл моей работы – вести своих учеников за собой, уважая их личностное «я», учить их и учиться у них, рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить…