В 1660-х годов Александр Пофэм, глухой
отпрыск благородного английского семейства, приступил к освоению речи. Его
учитель Джон Валлис написал по такому случаю своеобразный учебник, который в
2008 году был обнаружен в поместье Литлкот и тщательно изучен. Лингвист Дэвид
Крэм из Оксфордского университета, рассказавший о находке на специальном
мероприятии Королевского общества, считает, что Валлис намного опередил своё
время. Так повелось с давних пор, что глухих
считали дурачками, идиотами, болванами (собственно говоря, это верно по сей
день, когда парализованный, лишённый дара речи человек воспринимается
слабоумным, хотя в действительности с интеллектом у него всё в порядке: он
всего лишь не может говорить). Им не дозволялось составлять завещание или
принимать наследство. А проблема была лишь в том – и Валлис это, кажется, понял
одним из первых, – что глухих не учили общаться.
Благородное семейство не могло
допустить, чтобы их сын потерял высокий статус, и поэтому пригласило в качестве
учителей двух выдающихся людей своего времени, титанов английского Возрождения –
музыкального теоретика Уильяма Холдера и математика Джона Валлиса (кстати,
именно он ввёл знак ∞).
Успех был потрясающим: Александр
научился не только общаться, но и говорить (увы, неизвестно, насколько хорошо),
стал знаменитостью и был представлен ко двору. Дело кончилось тем, что он
женился на дочери одной из самых блестящих интеллектуалок своего времени и был
покровителем философа Джона Локка. Репутация семейства оказалась спасена.
Впоследствии между Холдером и Валлисом
разгорелся спор о том, кому из них удалось разговорить глухого. Холдер был
первым, и поэтому под его руководством Александр, по-видимому, начал
произносить первые слова. Но г-н Крэм делает вывод о том, что ученик повторял
за учителем как попугай.
Судя по рукописи в кожаном переплёте,
именно Валлис осознал, что речь и общение не равны друг другу. Иными словами,
способность производить звуки не гарантирует, что тебя поймут. И наоборот:
глухие могут общаться, но прежде, чем учить их речи, надо понять их самих,
установить с ними контакт. Результатом стал примитивный символический язык –
далёкий прообраз сегодняшнего.
Книжечка содержит подробное описание
вокальной артикуляции, геометрические фигуры и символы, упражнения по фонетике,
синтаксису и построению фраз.
Валлис, конечно, не был первым. За сотни
лет до него монахи бенедиктинского ордена, дававшие обет молчания, выработали
собственный язык жестов, на основании которого в Испании предпринимались
попытки научить глухих общаться.
Источник: www.computerra.ru
|